Silent Hill (яп. サイレントヒル сайрэнто хиру) — игровая серия компании Konami Главной особенностью данной игровой серии как представителя жанра survival horror, да и как видеоигры вообще, является невероятно сложный сюжет, содержащий в себе огромное количество неразрывно переплетенных деталей, а также удивительно глубокий психологизм. Игры этого сериала считаются одними из лучших представителей жанра survival horror (дословный перевод с англ. — «ужас на выживание»). Они сочетают в себе «брутальный» подход Resident Evil с психологизмом, оригинальным и многоплановым сюжетом, уникальным дизайном и мрачной атмосферой.
Необходимо отметить, что в основе концепции игры вовсе не лежат стандартные для «ужастиков» истории о «проклятых особняках», «неудачных экспериментах» и прочих нереалистичных или мистических ситуациях. Основой концепции Silent Hill является так называемая субъективность восприятия.
Другой важной составляющей концепции является идея о том, что любые эмоции — это своеобразная энергия. Причём негативные эмоции, вроде страха и ненависти, несут в себе наиболее мощный психоэнергетический потенциал. Особенностью такой энергии является её свойство впитываться в пространство, предметы, строения. Город Сайлент Хилл в игре является своеобразной «губкой», впитавшей огромное количество негативной эмоциональной энергии — это связано с тем, что, согласно сюжету игры, в городе в течение многих десятилетий по разным причинам страдало и погибало множество людей (началось это ещё во времена до основания города, когда индейцы практиковали на той местности свои жестокие ритуалы, затем американские поселенцы выстроили город на этих священных землях, хранящих в себе остатки кладбищ и жилищ шаманов. Во время гражданской войны в Сайлент Хилле была построена тюрьма для пленных, в которой последних жестоко пытали и предоставляли лишь право выбрать способ собственной смерти — через повешение или сажение на кол (почти всё это было отражено в игре, в виде подвешенных, замученных, изуродованных трупов и др.) После войны тюрьму переделали в лечебницу для душевнобольных и пр.). Этот мощный запас «темной» силы влияет на каждого, кто оказывается в городе, или даже неподалеку от него. И если этот человек, попавший под влияние города, хранит в своей душе, в своей памяти что-нибудь темное — затаенный грех, какое-нибудь психическое отклонение — то сила, накопившаяся в городе, мгновенно воздействует на него, и все страхи человека начнут принимать условно материальную форму, рисуя перед ним самые реалистичные и самые ужасные видения.
Таким образом, в основе сюжетной концепции данной игры лежит вполне реалистичная философская идея о субъективности и искаженности восприятия каждого человека. В разных частях игры нам самыми разными способами — визуальными, звуковыми, музыкальными и другими — демонстрируется, какие же формы может принимать искаженное восприятие людей. Сюда относятся и образы игровых «монстров», которые по сути являются лишь «монстрами», нарисованными подсознаниями персонажей, не более того; а также сюда относятся и странные, порой совершенно несуразные головоломки игры, которые по сути являются лишь вымышленными преградами, которые связаны со стремлением создателя данного подсознательного мира ограничить свободу главного героя (в том числе, и в тех случаях, когда главный герой находится в своем собственном подсознательном мире, как во 2-й и 3-й частях игры).
Игры сериала, на первый взгляд, сюжетно напрямую не связаны, но при более внимательном рассмотрении обнаруживается очевидная связь между 1-й и 3-й частями, а также между 2-й и 4-й. При ещё более внимательном изучении становится очевидно, что все части связаны друг с другом неразрывно, поэтому, если целью игрока является полное изучение истории, играть необходимо во все части по порядку.
Основой игровой вселенной является пустынный город Сайлент Хилл, имеющий свойство воплощать в жизнь подсознательные тёмные порывы людей, которые попали в его пределы.
Silent Hill 1
- Платформа: PlayStation
- Год выхода: 1999
Писатель Гарри Мэйсон по просьбе своей семилетней дочери Шерил направился вместе с ней на отдых в курортный городок Сайлент Хилл. Однако, подъезжая к городу, он попал в аварию, а когда очнулся, дочери рядом не было. Отправившись на поиски, писатель оказался втянут в темную и невероятно жуткую историю, в которую были замешаны многие люди, в том числе и его ни в чём не повинная дочь…
Первая часть игры в свое время была бомбой среди игровой общественности, одновременно явив игровому миру survival horror с новым подходом к ужасу, сделав игру этого жанра трехмерной (известный в то время Resident Evil отличается отсутствием трехмерного окружения) и снабдив множеством впечатляющих элементов.
Silent Hill 2
- Платформы: PlayStation 2, Xbox, PC
- Год выхода: 2001
История о любви, ненависти и страдании, начавшаяся с простого, но странного события — 29-летний Джеймс Сандерленд получил письмо от своей жены, которая умерла три года назад, в котором она просила приехать мужа в Сайлент Хилл. Мертвые не могут писать писем, но эта мысль не остановила Джеймса, и он направился в туманный город, чтобы найти Истину…
SH2 во многом отличается от других частей серии — например тем, что именно его наибольшее количество раз переиздавали, а также тем, что весь сюжет второй части переписывался целиком целых три раза. SH2 можно по праву назвать самой душевной частью серии, где сильно смягчена обычная брутальность, ослаблена роль боевых стычек с монстрами, и упор делается на великолепную игру актеров, музыкальное сопровождение и атмосферу. Среди большинства игроков Silent Hill 2 считается самой удачной частью. (В интернет-голосованиях эта игра набирает, по крайней мере, в два раза больше голосов, чем остальные игры этой серии).
Silent Hill 3
- Платформы: PlayStation 2, PC
- Год выхода: 2003
Жизнь обычной семнадцатилетней девушки Хизер рушится в один миг. Только что она спокойно обедала в забегаловке торгового центра, и вот вокруг нависла тьма, в которой прячутся полчища чудовищ, а те редкие люди, которых она встречает, не горят желанием ей помочь… Что происходит? Почему именно Хизер оказалась в этом кошмаре?.. Ей предстоит многое узнать и очень многое пережить, но самым тяжелым будет целый ряд сложных выборов, где ни один вариант не будет правильным.
Третья часть игры еще ярче отобразила весьма брутальный стиль первой части, к тому же, среди ряда игроков она считается самой удачной частью с точки зрения игрового процесса — SH3 действительно отличается удобным для ужастика управлением, разнообразными возможностями, вроде перемещения боком и блокирования ударов противника. Стоит заметить, что только в третьей части игры главным героем является девушка, а также заметно, что в третьей части наименьшее количество персонажей, хотя при этом они отличаются великолепной проработкой.
Silent Hill 4: The Room
- Платформы: PlayStation 2, Xbox, PC
- Год выхода: 2004
В один не очень прекрасный день Генри Таунсенд обнаружил, что заперт в собственной квартире. Дверь заблокирована стальными цепями, окна плотно закрыты и не разбиваются под ударами, стены прочны и глухи. Крики Генри о помощи никто не слышит. Единственный выход из квартиры — внезапно возникшая в стене туалета жуткая дыра, за которой оказываются неправдоподобные иррациональные миры…
SH4 явил совершенно новый подход к Silent Hill, показав как ужасно может чувствовать себя человек, осознавший, что уверенность в том, что «мой дом — моя крепость» полностью разрушена. Стиль альтернативного мира в SH4 отличается преимущественно «холодностью» интерьера и рядом необычных и по-новому шокирующих особенностей. С точки зрения игрового процесса SH4 некоторыми игроками признается как провальный — упор на частый ближний бой, наличие неуязвимых противников, отсутствие функции блока и почти полное исключение из игры врагов-боссов отнюдь не сыграли ему на руку. Кроме того Silent Hill 4 отличается довольно большим числом второстепенных персонажей по сравнению с другими играми этой серии.
Silent Hill: Origins
- Платформы: PlayStation Portable, PlayStation 2
- Год выхода: 2007
Главный герой Тревис Грэйди (Travis Grady)- обычный водитель грузовика с тяжёлым прошлым. Проезжая через Сайлент Хилл, Трэвис становится свидетелем ужасного пожара. Он выносит обожженное тело маленькой девочки из охваченного огнем здания, и теряет сознание. Трэвис приходит в себя, лежа на скамье посреди Сайлент Хилла. Вокруг ни души, а город обволакивает пелена густого тумана. Пытаясь разобраться в происходящем вокруг, он оказывается вовлечен в чью-то ужасную игру, где на кону — его жизнь.
Игра является предысторией Silent Hill 1 и, следовательно, всей серии игры Silent Hill. К сожалению, большинство фанатов серии признали эту игру самой провальной из всех игр этой серии. В частности, игра была раскритикована фанатами из-за слабого сюжета, невозможности выбрать уровень сложности, малого количества локаций, плохо проработанной боевой системы, нераскрытого сторилайна главного героя, малого появления на сцене второстепенных персонажей и их безучастие их в ходе игры.
Silent Hill: Homecoming
- Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, PC
- Год выхода: 2008
Главный герой — Алекс, 22-летний парень в солдатской куртке, возвращается из госпиталя. Он едет в родной город Шеппардс Глен с чувством, что его младший брат Джошуа находится в опасности. Вернувшись домой он узнает, что пропал не только его брат, но и почти все население городка, а окрестности окутал зловещий туман.
Игра разрабатывалась Double Helix, американской студией до этого не имевшей сколько-нибудь большого опыта в разработке хитовых продуктов. Музыку к игре, как всегда, написал Акира Ямаока.
Shattered Memories
- Платформа: Nintendo Wii, PlayStation Portable, PlayStation 2
- Год выхода: 2009
Это "полное переосмысление первой части Silent Hill". Протагонистом по прежнему является Гарри Мейсон, который ищет свою дочь, но всё остальное будет изменено полностью. Основным "помощником" в игре станет мобильный телефон, который можно использовать для звонков, фотографий, записок и прочего. Он станет заменой радио. Разработчики также обещают добавить новых персонажей. Разрабатывает игру та-же фирма, что разрабатывала и Silent Hill: Origins. Композитором, как обычно, будет Акира Ямаока.
В мире есть 2 бесконечные вещи: космос и человеческая глупость. Но на счет первой я не уверен. (А. Энштейн)